Наталья (estna) wrote,
Наталья
estna

Categories:

Казнь Яна Гуса

    Это произошло в швейцарском городе Констанце 595 лет назад, 6 июля 1415 года. .
   Странные бывают сближения. Ещё со школьных лет я помню стихотворение Виталия Коротича "Коли спалили Яна Гуса..." Почему-то уже тогда оно меня волновало, как будто это история моего народа, моя история. Именно эти стихи я читала про себя, когда смотрела на памятник, стоящий в Праге на Староместской площади.

Коли спалили Яна Гуса,

Коли всi дзвони отгули,

Коли служителi Iсуса

Жарини сiрi розгребли,

Серйознi, чорнi, мов солдати,

На плац спускалися птахи.

Розбрiвся натовп,

 Хто ридати,

А хто замолювать грiхи.

А дехто очi звiв до неба

(спокiйних вогнище мине),

Хихикнув: «Так йому  i треба».                         

I ще тихiше: « Не мене».

   Вот этот памятник.



   В Интернете прочла, что под памятником написано "Любите людей". Но что-то, мне кажется, здесь не так. По другой версии, надпись такая:"Правда победит". 
   
   Да не в этом дело. История, произошедшая с Яном Гусом, актуальна до сих пор.
   
   Рассказ о том, за что его так, и перевод стихотворения на русский, если кто чего не понял, - под катом.


 

Когда спалили Яна Гуса

И смолкли все колокола,

Когда служителям Исуса

Ложилась под ноги зола,

На площадь

Опустились птицы -

Черны,

Печальны

И тихи.

Народ разбрёлся,

Пряча лица:

Рыдать,

Замаливать грехи...

А кто-то,

Со смиреньем взгляда

Пройдя вдоль угольков огня,

Хихикнул:

- Так ему и надо! -

И тише:

- Лишь бы не меня.

   Гус  обличал  продажность,  распущенность,  стяжательство  и   жадность

церковников, но в этом ничего еретического не было.

    Ересь Гуса заключалась в том, что он  требовал  от  духовенства  строго

придерживаться   провозглашенных   церковью    христианских    добродетелей.

   "Церковные иерархи выдают себя за наследников апостолов Христа?  -  вопрошал

 Гус и отвечал: - Если они ведут себя соответственно, то  таковыми  являются,

 если же наоборот, то они лжецы и обманщики, и тогда власть вправе лишать их

 церковных титулов и бенефиций".

   В начале июня 1415 года дело по обвинению Гуса в ереси было закончено и

его, закованного в цепи, перевели во францисканский монастырь  в  Констанце,

 где заседал собор. 6 июня Гус предстал перед собором. Епископ Лоди  выступил

 с обвинительной речью.

    Все попытки  Гуса  доказать  необоснованность  выдвинутых  против  него

 обвинений решительно пресекались соборными отцами. Ему  попросту  не  давали

 возможности говорить.  На  него  кричали,  плевали,  его  поносили,  ругали,

 осыпали проклятиями. Соборные отцы провозглашали, что он хуже, чем  содомит,

 Каин, Иуда, турок, татарин и еврей. Его сравнивали с "пресмыкающимся  змием"

 и "похотливой гадюкой". Его выступления прерывались свистом,  топаньем  ног,

 воплями: "В костер его! В костер!"

    Император Сигизмунд и соборные отцы не жалели усилий,  чтобы  заставить

 своего узника принести повинную и  отречься  от  приписываемых  заблуждений.

 Если бы им удалось вырвать у  своей  жертвы  публичное  покаяние,  этим  они

 нанесли бы удар по его сторонникам в Чехии.  Гус  отказался  подчиниться  их

 требованиям. Взамен он согласился присягнуть, что никогда не разделял  и  не

 проповедовал приписываемых ему заблуждений и никогда не будет разделять  или

 проповедовать их. Собор отверг эту формулу.

    Как и в большинстве подобного рода дел, в деле  Гуса  не  обошлось  без

 Иуды-предателя. Врагам Гуса  удалось  перетянуть  на  свою  сторону  Стефана

 Палеца, единомышленника Гуса, выступившего  против  него  в  роли  свидетеля

 обвинения. Были использованы и некоторые  друзья  Гуса,  чтобы  убедить  его

 покориться воле собора. Этого же требовал от него и император Сигизмунд.

     Убедившись, что от Гуса не удастся добиться самообвинения и  отречения,

 собор объявил его упорствующим еретиком, лишил священнического сана, отлучил

 от церкви и приговорил к сожжению на костре.

    Казнь Гуса была назначена на 6 июля 1415 года. В  тот  день  состоялось

 самое торжественное в истории инквизиции аутодафе.

    Гусу дали в руки так называемую чашу искупления, и  один  из  епископов

провозгласил формулу проклятия: "О проклятый Иуда! За  то,  что  ты  покинул

 совет мира и  перешел  в  стан  иудеев,  мы  отбираем  от  тебя  этот  сосуд

 искупления!" Но Гус не оставался в долгу: "Я  верю  во  всемогущего  господа

 Бога, во имя которого я терпеливо сношу это унижение, и уверен,  что  он  не

 отберет от меня его чашу искупления, из которой я надеюсь пить сегодня в его

 королевстве!"

    Стражники  зажали  ему  рот  руками.  Семь  епископов  сорвали  с  него

 священническое облачение и вновь призвали его отречься. Гус, повернувшись  к

 присутствующим, заявил, что  не  может  покаяться  в  заблуждениях,  которых

 никогда не разделял.

    Прежде чем бросить осужденного в костер, следовало его  соответствующим

образом подготовить к этому "акту веры".  Гусу  обрезали  ногти  и  остригли

 тонзуру. Затем увенчали его голову шутовской бумажной тиарой,  разрисованной

 чертями, на которой красовалась надпись "Се ересиарх".

    При этом возглавлявший эти колдовские действа епископ сказал Гусу:  "Мы

 поручаем твою душу дьяволу!" Но Гус продолжал  со  стойкостью  и  упорством,

 вызывавшими уважение даже его врагов, отвечать на каждый  удар  контрударом:

 "А я посвящаю свою душу самому всепрощающему Господу Иисусу Христу!"

    Когда в возникшей сутолоке с головы Гуса упал шутовской колпак, один из

 стражников приказал служке: "Напяльте снова на него этот колпак,  чтобы  его

 сожгли с чертями, его повелителями, которым он служил здесь на земле".

    Палачи долго  копошились  в  догоравшем  костре.  Голову  мученика  они

 разбили кольями на куски и забросали  головешками.  Во  внутренностях  нашли

 сердце, проткнули его острой палкой и старательно сожгли. Обуглившееся  тело

 разорвали клещами, чтобы облегчить работу огню. В костер полетели  и  личные

 вещи пражского магистра. Когда же огонь потух, то палачи старательно собрали

 пепел и даже землю с места казни и бросили их в Рейн.

 

 

 

 

Tags: Прага, Чехия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments